Вход на сайт
442321,Пензенская область,Городищенский район, с.Архангельскоеул.Ленина,68 . Т.: (84158) 58235
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
 
С 1 октября 2013 года работает сетевой справочный телефонный узел Правительства Пензенской области (8412) 595-124
< подробнее >
 
 

 

Главная » Общие сведения » ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Село Архангельское Куракино находится на границе двух уездов: Городищенского Пензенской губернии и Кузнецкого Саратовской губернии и отстоит от губерноского города Пензы в 50 верстах, а от Городища в 15. Расположено оно по течению реки Юловка. Ближайшие села к Архангельское Куракино на северо-западе, сельцо Уранка, в трех верстах, и на западе - село Трескино, того же уезда, на юге село Сосновка Кузнецкого уезда.

Село Куракино получило название свое от князей Куракиных; Архангельское же называется в отличие от другого Куракина Павловского, также и потому, что храм божий в нем построен в честь и память Архангела Михаила и прочих сил бесплотных».

Когда основано село Архангельское Куракино, говорится в публикации, - сказать с определенностью трудно, ибо письменных указаний на это никаких нет. Но предание указывает на существование здесь храма1 уже в начале семнадцатого столетия, и что первыми поселенцами были христиане. Можно с достоверностью предположить: эту местность они стали заселять только после умиротворения татар, то есть в конце шестнадцатого или в начале семнадцатого столетия (есть некоторые указания на то, что это совершилось именно при Иоанне Васильевиче Грозном).

Относительно самих: поселенцев, особенно деревни Уранки,

предание старожилов гласит: в давние времена с Урала сбежали три каторжника и скрылись в пещерах тутошних гор, покрытых густыми лесами; спустя некоторое время забытые властями, они поженились на местных девушках, обзавелись хозяйствами, дали потомство, а селение получило название «Уралка» (впоследствии его переименовали в «Уранку»).

Первопоселенцы села Архангельское тоже были беглыми русскими людьми, уходившими по разным причинам или от помещиков, или от обществ. Нет сомнения и в том, что местность, покрытая в прежние времена почти непроходимыми лесами, горами, буераками, болотами и наполненная множеством зверей, птиц и рыб представляла действительно немало удобств для укрывательства и привольной жизни.

Из таких-то беглых людей мало-по-малу и образовалось село, которое и

было со всею окрестностью, верст почти на тридцать в квадрате, подарено князьям Куракиным, великим вто время придворным чиновникам, ведущим первоначальное свое происхождение (впоследствии, после умиротворения татар, князь Куракин сам начал группировать в своих владениях скрывавшихся здесь беглых людей, за которых поручался перед правительством) от владетельных князей Астраханских.

В 1709 году в Архангельском уже существовал небольшой деревянный храм с колокольнею и оградою. Однако спустя некоторое время он был перенесен в село Павловское Куракино, а в 1799 году на его месте был сооружен каменный храм, который был освящен в честь Михаила Архангела. Храм был построен в юго-восточной части села на берегу реки Юловки, недалеко от того места, где она делит село на две половины. Так что с Павло-Куракиным у наших предков были прочные связи (дважды Архангельское входило в Павло-Куракинский сельский Совет), и не случайно архангельских жителей долгое время называли «куралями», то есть не видели больших различий между жителями этих двух соседних сел.

В селе Архангельское в восемнадцатом веке проживало 523 души мужского пола, 570 женского (православные), 100 мужчин и 115 женщин раскольников.

В селе Уранке храм был построен в 1894-м году, а проживало здесь 134 мужчины и 169 женщин православных и соответственно 212 и 222 - раскольников.

В памяти прихожан сала Архангельское-Куракино сохранились некоторые исторические события.

1819 год - народный бунт, возникший по смерти владельца - тайного советника князя Александра Борисовича Куракина. О нем крестьяне сохранили добрую память. Он, иногда приезжая в имение со своей свитою, будто бы обещал куракинских крестьян отпустить на волю и подарить им земли, на что и выдал-де впоследствии дарственное завещание. Но новый владелец - племянник князя - будто бы скрыл этот документ. Вот народ и взбунтовался по этому поводу...

Для усмирения сюда была послана воинская команда, прожившая тут около года.

1886 год был отмечен вторым бунтом, но меньших размеров.

1832, 1838, 1891 и 1892 годы здесь были неурожайными.

13 мая 1821 года памятно по небывалому пожару. Сгорело 96 дворов, а также амбары, бани, клети.

Эти же годы отмечены холерными эпидемиями.

Но шло время. Медленно, но цивилизация доходила и до этих мест. Для наглядности проследим ход событий по разделам.

 

Земледелие, Скотоводство.

Все прихожане-крестьяне были собственниками средних наделов земли. Но чтобы получить кормилицу, нашим предкам приходилось вырубать, выжигать леса, а уже потом разрабатывать освобождающиеся площади. Это очень тяжелый труд. Но селяне, так их будем называть, были трудолюбивы и настойчивы. Иначе они бы не выжили. Даже отвоеванные у лесов и болот земли нужно было постоянно разрабатывать. Орудия труда были самые примитивные, лопаты и мотыги в большинстве случаев изготавливались из дерева твердой породы, металлические же были редкостью, приобретать их было по карману далеко не каждому.

В зажиточных семьях использовались более производительные орудия труда - сохи, а позднее и плуга. В них запрягали лошадей2, взрыхляли почву, и лишь после этого приступали к севу зерновых. Производилась эта работа вручную.

Трудоемкий процесс снижал интерес крестьян к земле, и она имела для них побочное значение.

Много времени и сил уделялось животноводству.

Разводили коров, овец, свиней и другую живность. Мясо для сохранности либо коптили, либо солили в кадках, молоко, овощи хранили в погребах, с марта засыпая их снегом для холода.

При советской власти в селе стали создаваться товарищества, кооперативы для совместной обработки земли. Появились плуги, усовершенствованные сохи с железными наконечниками, жнейки, ручные молотилки и так далее.

В 1929 году в селе был создан колхоз - небольшая коммуна «Новый путь», в которую входило 29 хозяйств.

В колхозе было около 70 гектаров земли. Но уже в 1931 году в него вступило 80 % семей местных жителей3. В нем имелось 9 жнеек, 17 сеялок, приводимых в движение лошадьми, позже появилось 2 трактора.

В 1933 году колхоз объединился с Павло-Куракинским, но вскоре вновь выделился в самостоятельное хозяйство и стал носить имя Политотдела. он набирал силы, укреплялась его материальная база.

Но 22 июня 1941 года нам была навязана война с немецко-фашистскими оккупантами. Все, что годилось фронту, было мобилизовано, вплоть до лошадей. В тяжкие эти годы колхозники выращивали для бойцов хлеб, сдавали мясо, масло, заготавливали строительные материалы для шахт, блиндажей, землянок.

Но вот пришла долгожданная победа. Все вздохнули с облегчением. В колхоз стала поступать изношенная на фронтах техника.

На март 1957 года в отделении совхоза было 18 тракторов, 4 комбайна, 5 сеялок зерновых и 2 кукурузных. МТФ имело 511 голов крупного рогатого скота.

Ныне совхоз реорганизован, а по сути прекратил свое существование.

 

РЕМЕСЛА, ПРОМЫСЛЫ ,ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

Снова вернемся к истокам, к далеким предкам. Как уже говорилось, земледелие для них не было единственной статьей дохода: они занимались еще и охотой, рыбным промыслом. Главным же занятием здесь было кулевое производство - дело тоже трудоемкое, но более выгодное.

В мае все крестьяне разъезжались по лесам для съемки коры липы. Толстые деревья шли на съемку лубков, которые замачивали в водоемах на все лето. С молодых лип снимали кору, разрезали на полосы и плели из этого материала

лапти, корзины, лукошки, рогожи,4 и прочую утварь. В августе снова шли в леса, вынимали лубки из воды, отделяли мягкие ткани от коры, вешали на вешала для просушки. Лубки же (корье) затем использовали для кровли домов, хозяйственных построек.

Такое ремесло и такая технология сохранились до 50 - 60 годов.

В годы войны ученики, ходили в лаптях в школу, изнашивали в год по 2 - 3 пары.

В 30-е годы кустари-одиночки объединились в артель имени Тельмана. Контора ее была построена рядом с церковью. Было в ней около ста работников. Была у артели - внизу под горой, в районе кладбища - своя пилорама.

С установкой пилорам с круглой пилой при школе и на ферме процесс замены соломенных крыш на тесовые пошел быстрее.

Осовремениванию села способствовало и открытие в Скатовом

долу (улица Лесная) цеха по изготовлению черепицы. Здесь же был

и кирпичный цех.

Выручала селян и мельница, сооруженная на границе с деревней Борисовкой на Юловке.

По мере необходимости к механизму (двигателю) мельницы присоединяли чесальное оборудование, производящее первичную обработку давальческой овечьей шерсти.

Кроме всего прочего, женщинам надо было одевать и обшивать семью. Приходилось сеять лен и коноплю, потом из них получать кудель. Из нее, а также из шерсти женщины на пряслах и прялках пряли, а затем на ткацких станках ткали полотно. Из льняной ткани шили постельное белье, из конопляной- онучи и портянки. Они вместе с лаптями служили постоянной обувкой зимой и летом.

Из пряжи вязались носки, варежки, головные уборы. Эти занятия также не из легких, работать приходилось по 16 - 18 часов в сутки.

 

 

 

 

Дата создания: 20.07.2018 11:32
Дата обновления: 20.07.2018 15:47